Основная информация
Салерно расположен на берегу живописного Салернского залива, в одноименной провинции региона Кампания, к югу от Рима и Неаполя. Над городом возвышается укрепленный замок эпохи лангобардов, а центр средневековой части города образует интересный собор IX в., атриум которого по периметру украшен 28 римскими колоннами.
Салерно — город лонгобардов и норманнов, но не только.... Период Барокко — это не только церкви и сооружения вдоль улицы Via dei Mercanti. XV век заслуженно представлен церковью Санта Мария делле Грацие, куда мы попадаем, пройдя по кварталу "рlanum montis, где находилась салернитанская медицинская школа. В церкви хранится ценная мраморная плита с изображением Мадонны (работа Кристофоро Скакко), также здесь находится картинная галерея художников неаполитанской школы. В средние века здешняя медицинская школа славилась по всей Италии.
Посещение города начинается с извилистой оживленной улицы Via dei Mercanti (Улица Купцов), название которой связано с именем Ареки II, герцога Лонгобардов, превратившем во второй половине VIII века свое герцогство в княжество и украсившего Салерно памятниками, которые до сих пор свидетельствуют о роскоши тех времен.
Другое место поклонения — часовня Капелла Палатина, построенная из старинных римских камней, была выбрана лонгобардским принцем, чтобы увековечить свое Королевство. В этой часовне мы видим произведения искусства, замечательные фресковые росписи ХI века и небольшую колокольню.
Но интерес вызывает не только Via dei Mercanti. На протяжении 13-ти веков в Салерно появлялись исторические памятники искусства и архитектуры, сохранившие своё великолепие до наших дней.
В настоящее время эти произведения можно увидеть в церкви Del Crocidicco (Церковь Распятия), с нефом, расписанным в Х-ХI веках; в церкви San Jiorjio (Сан Джиорджио) стиля барокко, украшенной фресками художника-архитектора Отмена, в то время, как дворцы Пинго, Каррара и д`Авосса предоставляют нашему вниманию блестящие салернитанские салоны, оформленные богатыми декорациями, алебастрами, террасами и величественными парадными подъездами.
Для укрепления безопасности города Ареки II приказал перестроить уже существующие фортификационные сооружения, защищавшие улицы Салерно: 4 башни, мосты и крепкие стены. Со временем эти внушительные постройки осели и стали значительно отличаться от оригинальных лонгобардских форм, однако сохранились и до наших дней.
В исторической части города Салерно находится роскошный собор Сан Маттео (1077 г.), возведение которого было настоящим историческим событием, свершившимся благодаря честолюбию салернитанского архиепископа Алфано и норманна Роберто иль Гуискардо, объединившим свои усилия.
Поднимаясь по широкой парадной лестнице и минуя так называемые "Ворота Львов", мы видим портик редкой красоты, колоннаду, выполненную в исламском стиле, лоджии, украшенные многоцветными декорациями, фонтан классической эпохи, а слева колокольню ХП века. Чтобы попасть в церковь, проходим через великолепные ворота, вылитые из бронзы в Констатинополе в 1099 г. с 42 расписными панелями. Внутри церкви мы видим три свода, среди которых мозаика Сан Маттео, два великолепных амвона (от греч. ambon — возвышение), покрытых эмалью и цветным стеклом, современный пасхальный канделябр и иконостас, искрящийся декорациями, мозаичные полы, деревянные сиденья XVI века, римские и средневековые гробницы, мраморные ограждения главного алтаря с фресковыми росписями Солимена, могильный склеп Григория УП-го, похоронный памятник королевы Маргариты ди Дурчино и, наконец, крипту, выполненную в стиле барокко, где захоронены останки Сан Маттео.
В соседнем музее можно посетить картинную галерею, содержащую полотна художников XIII-XVIII века, миниатюрную роспись — ("exultet") XIII века, увидеть знаменитый фасад алтаря из слоновой кости, где изображены 54 эпизода Ветхого и Нового завета, и многие реликвии, среди которых крест Роберто иль Гуискардо.
Продолжая экскурсию по бывшему аббатству Сан Бенедетто, находящегося позади собора, Вы попадете в провинциальный археологический музей, имеющий интересные топографические и археологические находки, как, например, греческие керамические изделия, столовая посуда этрусков и т.п. Среди могильных украшений и бронзовых орнаментов выделяется бронзовая голова Аполлона — самый знаменитый экспонат I века до н.э.